Творческий конкурс на филологическом факультете ДонНУ – ежегодное вступительное испытание для абитуриентов, поступающих на специальности «Журналистика», «Телевидение» или «Реклама и связи с общественностью».
В этом году он будет проводиться 12.07.2021.
Подробно о сдаче творческого конкурса нам рассказали студенты-первокурсники, успешно сдавшие экзамен в 2020 году, и преподаватели, принимающие вступительное испытание.
Как проходит творческий конкурс?
Экзамен проходит в два этапа: письменный и устный.
Письменный этап состоит из аудирования и написания эссе из полученной информации.
В одной аудитории собирают всех абитуриентов. Приглашённый выступающий зачитывает речь в течение часа. Тематика может быть любой, но, зачастую, связана с журналистикой. Например, в 2019 году была тема о журналистике в период 2014 года и после него.
Абитуриентов разделяют по приоритетным специальностям на аудитории, где они на протяжении трёх часов пишут журналистское произведение в свободно выбранном жанре объемом 2 – 2,5 страницы формата А-4. Проще говоря, эссе на 2 страницы А4. В текст необходимо добавить относящиеся к теме цитаты известных личностей и высказывания выступающего гостя.
Письменный этап призван выявить у абитуриента творческие способности, креативность, навыки грамотной письменной речи и понимание структуры журналистского произведения. Поэтому текст должен быть понятен, логически структурирован и демонтировать все навыки поступающего, которые он сможет использовать в работе журналистом.
№ п/п | Характеристики журналистского произведения, учитываемые при оценивании | Максимальное количество баллов |
1. | Композиционно-сюжетная структура произведения (К) | 15 |
2. | Объем и завершенность работы (З) | 15 |
3. | Самостоятельность и оригинальность изложенных мыслей (О) | 15 |
4. | Соответствие содержания теме (Т) | 10 |
5. | Отображение фактического материала (Ф) | 10 |
6. | Последовательность и логичность изложения (П) | 10 |
7. | Стилевая целостность и выразительность текста (С) | 5 |
8. | Использование художественных средств (ХС) + Уместность использования прямой /непрямой речи и цитирования (Ц) | 5 |
9. | Язык произведения (учитываются орфографические (I), пунктуационные (V), лексические (Л) и грамматические (Г) ошибки) | 15 |
Второй этап – устный. К нему допускаются только те, кто прошёл письменный тур.
Выпускников делят на несколько групп примерно по 20 человек. В аудиторию входят по очереди, где каждому абитуриенту необходимо вытянуть билет с темой и раскрыть её в своём выступлении на 3-5 минут перед членами комиссии.
Задача поступающих состоит в том, чтобы показать свой кругозор, навыки грамотной и логически выстроенной устной коммуникации, умение вести диалог, дискутировать, аргументировать и убеждать, придерживаясь правил межличностного общения.
Преподаватели будут задавать дополнительные вопросы (от 2 до 10 — в зависимости от полноты раскрытия темы в выступлении). Чаще всего, они уточняющие и помогают абитуриенту раскрыть тему не с одной стороны, а рассмотреть другие точки зрения.
В билете может быть тезис, вопрос или цитата.
Возможные темы: личность, общество, взаимодействие СМИ с другими сферами жизни, глобальные проблемы современности, духовная жизнь, медиа пространство, психология и другие.
Примеры вопросов в билетах: «Окно в мир можно закрыть газетой», «Мы не можем вырвать из нашей жизни ни одной страницы, но можем бросить в огонь всю книгу», «Что такое счастье?» и т.д.
№ п/п | Характеристики устного выступления, учитываемые при оценивании | Максимальное количество баллов |
1. | Соответствие речи нормам современного литературного языка | 15 |
2. | Уровень словарного запаса | 15 |
3. | Умение излагать мысли логично и последовательно | 15 |
4. | Самостоятельность и оригинальность выраженных мыслей | 12 |
5. | Полнота / неполнота раскрытия темы и завершенность выступления | 12 |
6. | Способности к аналитике | 12 |
7. | Корректность выраженного собственного мнения | 8 |
8. | Выразительность устной речи | 6 |
9. | Точность и полнота подачи фактов | 5 |
Оба этапа оцениваются по 100-бальной шкале. Минимальное количество баллов за письменную работу для допуска к устному этапу – 60 баллов.
На что обращают внимание преподаватели?
У преподавателей нет цели «завалить» поступающих. Они понимают волнение каждого. Их основная цель – увидеть в абитуриенте тот минимальный объём личностных и профессиональных качеств, которые в процессе вузовской подготовки будут совершенствоваться и затем пригодятся в работе журналистом. Поэтому абитуриентам необходимо не волноваться, а переключиться на легкое общение с преподавателями. Если они увидят, что вы открыты и отвечаете на вопросы без лишнего напряжения и эмоциональности, то всё пройдёт гладко!
«Преподавателям важно увидеть умение аргументировать свою точку зрения и доказывать свою правоту. На устном этапе должны включиться его смекалка, грамотное изложение своих мыслей, креатив и все другие творческие качества, которые помогут проявить абитуриента в самом лучшем свете», — Татьяна Викторовна Гудова, преподаватель Филологического факультета ДонНУ.
«На письменном этапе проверяется точность и объём информации, грамотное написание этого текста, логичность, умение цитировать и использовать фактические данные. На устном этапе — навыки составления текста, его грамотное и красивое воспроизведение», — Инесса Михайловна Артамонова, зав. кафедрой Журналистики Филологического факультета ДонНУ.
Наверное, главный совет, который можно дать абитуриентам, — попытаться справиться с волнением, выглядеть и говорить уверенно и не молчать. Если чего-то не знаете — говорите хоть что-нибудь.
«Даже если и впадаешь в ступор, то самое главное — не переставать говорить, не делать видимости, что не знаешь. Говори все, что помнишь, переформулируй, но не молчи», — Даша, студентка.
«Нужно быть собой. Ваша привлекательность — в естественности. Преподаватели — это хорошие психологи, они всегда поймут, если человек будет пытаться выдавать себя не за того, кем он есть на самом деле. И вот это будет и фактором раздражения, и разочарования. Но самое главное — это грамотно и в то же время оригинально, с «изюминкой» написать эссе на письменном этапе творческого конкурса. Что касается устного этапа, то главный совет — это преодолеть волнение и страх, которые очень мешают многим абитуриентов раскрыться до конца. Важно помнить, что все преподаватели, которые принимают вступительный экзамен, настроены очень доброжелательно, они скорее собеседники, чем строгие экзаменаторы. И если Вы чувствуете, что журналистика, реклама и связи с общественностью, телевидение — это ваше направление, ваша будущая реализация, никогда не стесняйтесь продемонстрировать всё, что умеете, уверенно идите к поставленной цели!», — Татьяна Викторовна Гудова, преподаватель Филологического факультета ДонНУ.
Стоит ли бояться?
Многие ребята отмечают, что перед экзаменом они зря волновались. Темы попадались лёгкие, а преподаватели вели себя приветливо и помогали справиться с волнением.
Настя: «Преподаватели слушали, периодически поправляли, но старались не перебивать. Вопросы задавали в зависимости от самого сочинения. Мне задали 1 вопрос, что-то вроде «Почему именно журналистика?». Преподаватели старались сгладить атмосферу, настроить нас на хороший итог».
Вероника: «Преподаватели очень приветливо себя ведут, улыбаются и вникают. Дополнительные вопросы наводят на мысль и не сбивают. Если они были с кем-то не согласны, просили аргументировать свою точку зрения, но не спорили. Оценивали нас не сильно строго — всех хвалили и успокаивали тех, кто нервничал».
Вероника: «Темы были лёгкими, вопреки ожиданиям, и каждый мог что-то рассказать».
Артур: «Атмосфера в аудитории стояла немного напряжённая. Каждый преподаватель оценивает по своей системе, большинство справедливы, но есть и те, кто проверяют знания очень хорошо. Однако все ребята творческие и нашли, о чем поговорить, даже если не знали темы».
Даша: «Некоторые слушают и подсказывают, некоторые — очень придираются, если можно так сказать. Просто представьте, что вы уже знакомы с этим человеком, будто он уже читал у вас какой-то предмет. Так будет проще вступать в дискуссию. Понятно, соблюдая границы. Просто при ответе очень тормозит то, что ты совершенно не знаешь человека, его характера, его реакции, его отношения к абитуриентам. Я отвечала преподавателям на свой вопрос, как будто отвечаю своему школьному учителю, в формате простого общения. Они со мной дискутировали, задавали наводящие вопросы. И уже в процессе ответа понимаешь, что эти люди не такие страшные, как ты себе представил».
Поэтому идти сдавать творческий конкурс нужно только уверенно. Вам необходимо будет просто по-дружески поговорить с преподавателями, которые заинтересованы взять хороших специалистов, а вы – увидеть своё имя в списках на зачисление. Всё очень легко и просто – нужно показать свой максимум и не волноваться.
Можно ли списать на творческом конкурсе?
Многие ребята сказали, что темы были лёгкими и каждый нашел, что рассказать. Некоторым удалось воспользоваться интернетом, но, как отмечают студенты, это помогло им мало, поэтому на творческом конкурсе рассчитывать на гугл не стоит.
Настя: «Конечно, была возможность погуглить, но в этом не было необходимости, мне Гугл помог только с цитатами, не более».
Артур: «Вероятность списать есть, но только для отчаянных».
Даша: «Я, например, еле успела дописать сочинение вовремя, при том, что писала своими силами. Поэтому рассчитывать на Гугл лучше не нужно»
Списать на творческом конкурсе можно, но с этим нужно быть очень осторожным. Комиссия всегда ходит вокруг, и времени не так много, как кажется. Из-за какой-то мелочи из интернета возможность быть дисквалифицированным или не успеть дописать текст – не очень привлекает. Поэтому лучше полагаться на свои силы и провести хотя бы маленькую подготовку перед сдачей конкурса. Это однозначно поможет поступающим.
Как подготовиться к экзамену?
При сдаче творческого конкурса лучше просто поменьше переживать. Понятное дело, что волнение будет, но не нужно зацикливаться на этом. Зачастую минимальной подготовки достаточно:
- просмотреть последние новости в СМИ, чтобы быть в курсе происходящего в мире;
- изучить биографию нескольких российских и зарубежных журналистов;
- найти около 10 цитат, которые можно использовать;
- вспомнить литературу, которую ты читал, чтобы приводить примеры из неё.
И ещё несколько советов:
Артур: Абитуриентам посоветую побольше спать, особенно в ночь перед экзаменом, не нагружать себя зубрёжкой, а учить все постепенно и расслабиться перед комиссией. Они такие же люди, как и мы, их бояться не стоит. Некоторые из них станут студенческими друзьями.
Настя: Главное — идти на экзамен с хорошим настроем, обязательно быть в комфортной одежде и с водичкой, от волнения всегда во рту пересыхает. А ещё читайте, очень много, не важно книги это, или фанфики. Везде есть польза, просто её нужно уметь выделять. Если вы умеете писать, читать и говорить — экзамен не станет для вас сверхсложной задачей.вопр
Диана Филатова
Источник: https://vsednr.ru/kak-sdat-tvorcheskiy-konkurs-na-kafed/
Оставить комментарий