В апреле нынешнего года один самых востребованных факультетов Донецкого национального университета – факультет иностранных языков – отметит свое 50-летие. О том, как живет факультет в сложное военное время, о дистанционном обучении, о целях и планах коллектива на ближайшее время мы поговорили с деканом Аллой УДИНСКОЙ.
— Как Вы считаете, какие качества выделяют абитуриента, поступающего на факультет иностранных языков?
— В идеале это тот, кто не ленится учиться, кто знает, что заниматься нужно каждый день, тот, кто понимает, что, выбор такой профессии означает учиться всегда, каждый день, без всякой остановки. Нужно много читать, общаться, смотреть познавательные культурно-образовательные передачи. Конечно, в любой профессии есть мастера и подмастерья, в любой профессии можно быть звездой, а можно стоять пятнадцатым в двадцать пятом ряду, но даже в таком случае можно достичь высоких результатов и получать удовольствие от своей работы.
-Какие направления подготовки наиболее популярные в последние годы?
— Все наши направления между собой пересекаются, поэтому выделить какое-то у меня не получится. Два основных наших направления «Филология» и «Лингвистика» так крепко завязаны между собой, что разорвать их очень сложно. Наши выпускники работают как в сфере преподавания иностранных языков, так и в сфере перевода и межкультурной коммуникации, и очень часто находят себя во многих смежных видах деятельности.
Еще хочется отметить, что на всех направлениях подготовки в бакалавриате и в специалитете изучается два иностранных языка, а в магистратуре — три. На все направления можно поступать с английским языком и в качестве второго выбирать французский или немецкий. Конечно, не могу не погоревать, что в последние годы мы вынужденно отказались от изучения китайского, арабского, итальянского, испанского, турецкого, японского языков в качестве третьего иностранного из-за отсутствия квалифицированных кадров. Пока эта работа приостановлена, но у нас есть в данном направлении большой опыт и желание восстановить и приумножить количество изучаемых языков в ближайшем будущем. И я очень благодарна нашим уважаемым коллегам из Российской Федерации, которые вместе с нами изучают разные возможности в этом варианте, а также дарят нам книги, читают лекции нашим студентам и преподавателям, проводят онлайн-занятия, в общем, оказывают нам всевозможную поддержку.
Очевидным доказательством того, что все наши направления подготовки востребованы является то, что у нас никогда не остается незаполненных бюджетных мест. И на платную форму обучения многие ребята поступают, потому что все прекрасно понимают, что в себя и, в частности, в качественное образование надо вкладываться, чтобы потом стать востребованным и материально благополучным профессионалом.
-Начиная с 2020-года, в нашу систему образования вмешался коронавирус, а после начались активные боевые действия. Как преподаватели справляются с этими трудностями и организуют учебный процесс?
— На факультете у нас более 130 преподавателей, и никто из них не приостанавливал свою работу, она просто приобрела новые формы. Сейчас есть много возможностей, платформ, технических средств для проведения онлайн-занятий, поэтому занятия, консультации, экзамены и всевозможные научные и культурнно-воспитательные мероприятия проходят в дистанционном режиме. Студенты и преподаватели сидят перед компьютерами с включенными камерами и микрофонами, обмениваются информацией, знаниями, новостями и мыслями. Конечно, мне иногда жаль, что на таких занятиях я не могу к студентам в тетрадку заглянуть, посмотреть пишут-не пишут, спят-не спят, но кое-что придумываю (смеётся). Безусловно, все уже немного устали от этого, но мы стараемся разнообразить нашу работу: проводим онлайн-тесты, иллюстрируем всё в презентациях, смотрим видеосюжеты на иностранных языках, слушаем и записываем аудио-файлы.
Работая в таком формате, мы не отдаляемся друг от друга, несмотря ни на что стараемся дать нашим студентам всё по максимуму. Мы ведь проживаем целую жизнь на факультете. Я, например, до сих пор из своей студенческой жизни помню многие свои лекции, всех своих преподавателей, многие из которых стали не только моими наставниками, но и близкими мне людьми и хорошими друзьями. Вот и наши студенты теперь говорят: «Странно даже воспринимать наших наставников просто как преподавателей, они наши старшие товарищи, мы все стали уже частью большой семьи…»
-Дистанционное образование сказывается на качестве подготовки кадров?
— Я радуюсь, что мы не врачи и не массажисты, так что почти все виды деятельности можем осуществить онлайн. Но ведь не случайно есть понятия «дистанционный курс» и очные занятия – всё равно не хватает реального, «живого» общения. Но ещё раз подчеркну — мы делаем всё, что можно «выжать» из онлайн-формата обучения.
Сейчас многие студенты живут в сложных условиях, в сильно обстреливаемых районах, но мы и с ними связь постоянно держим. Когда все только начиналось в 2014 году, я часто по телефону со студентами разговаривала, утешала, правила объясняла, на вопросы отвечала. Помню, звоню девочке и слышу, что у неё по мере нашего разговора голос стал дрожать. Оказалось, что она была в бомбоубежище, оставила там бабушку, вышла на улицу, чтобы обсудить со мной упражнения по грамматике, и замёрзла. Так что и такое мы проходили. Если нельзя изменить ситуацию, то надо изменить отношение к ней, что мы регулярно делаем.
-24 мая 2022 года ДонНУ и МГУ имени М.В. Ломоносова подписали соглашение о сотрудничестве, как это событие повлияло на работу факультета?
— Мы, как и все факультеты нашего университета, активно вовлечены в этот процесс. На начальной стадии это были проекты, предложения, которые наши коллеги из МГУ рассматривали, смотрели, что уже сейчас реально воплотить, а над чем еще стоит подумать.
На данном этапе это соглашение уже в действии, например, недавно мы совместно с коллегами из МГУ и ещё нескольких вузов РФ провели большое научное мероприятие – Международный лингвистический семинар. Работы много, и она ведется во всех сферах, в том числе в рамках научной и учебной деятельности – ведущие специалисты, доктора филологических наук из МГУ читают лекции для студентов, аспирантов и преподавателей нашего факультета, которые также имеют возможность проходить стажировки и повышать свою квалификацию в МГУ.
-Выпускники вашего факультета всегда были востребованы в своей области. Расскажите, какие перспективы открываются сегодня перед студентами, оканчивающими ФИЯ?
— Ситуация складывается так, что сейчас во многих учебных заведениях нашей Республики наблюдается большая потребность в учителях и преподавателях иностранных языков. Интернет также открывает много возможностей для работы наших студентов и выпускников – сегодня существует огромное количество онлайн- школ, где наши студенты уже очень успешно работают с разными регионами России, ближнего и дальнего зарубежья.
Помимо комплекса профессионально ориентированных дисциплин по двум иностранным языкам, таких, как грамматика, фонетика, перевод, стилистика, лексикология, история языка, лингвострановедение, анализ текста и многое другое, наши ребята слушают большое количество дисциплин общегуманитарного цикла – история, культурология, социология, философия. Это все помогает нам подготовить очень крепких специалистов, которые могут найти себя в разных сферах: образование, наука, средства массовой информации, экскурсоводческая и общественно-политическая деятельность, организация и проведение различных мероприятий. Я считаю, что востребованность в наших специалистах сейчас очень высокая. Открываются новые перспективы, но и старые никуда не деваются.
-Возможно, у Вас есть несколько пожеланий для студентов факультета и ребят, которые только собираются присоединиться к вашей большой и дружной семье?
— Я всегда желаю студентам быть любопытными, не лениться и ставить перед собой такие цели, которые могут сначала казаться даже слегка нереальными, но потом их достижение доставит вам ни с чем не сравнимое удовольствие, и захочется чего-то большего. Здоровья всем вам, мира всем нам. Берегите себя и своих близких!
Оставить комментарий