Александр Белый: «Химики нужны там, где есть производство»

Дистанционное обучение длится третий год. Нам удалось поговорить с деканом химического факультета Донецкого национального университета Александром БЕЛЫМ и выяснить, как преподаватели справляются с трудностями дистанционного формата обучения. Поговорили также о том, как влияет дистант на качество подготовки кадров.

– Александр Владимирович, Вы готовите студентов по двум направлениям: «Химия» и «Фундаментальная и прикладная химия». Расскажите об этих направлениях.

– Направление «Химия» традиционное для нашего факультета, оно открыто с основанием факультета в 1965 году. Специальность «Фундаментальная и прикладная химия» появилась у нас в 2015 году по примеру Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону). Мы посмотрели и решили, что нам тоже такое подойдет, и открыли такую специальность, которая оказалась очень востребованной.

Что это такое и чем занимаются студенты, которые учатся на направлениях подготовки «Химия» и на «Фундаментальная и прикладная химия»? Во-первых, химия – двухуровневое образование, ещё по болонской системе это бакалавры и магистры. Учатся 4 года на бакалавриате и 2 года в магистратуре. Изучают огромное количество специальных и общих предметов, готовят дипломные работы, выпускаются бакалаврами или магистрами. Направление подготовки «Химии» дает академических бакалавров или магистров химии.

Специальность «Фундаментальная и прикладная химия» более практически ориентированная специальность. У студентов больше практик и ключевая особенность этой специальности – право готовить учителей химии для школы. То есть студент, закончивший направление подготовки «Фундаментальная и прикладная химия», получает квалификацию «Химик. Преподаватель химии».

В чем преимущество и какая из них лучше или хуже, я сказать не могу. На профориентационных собраниях, на встречах с абитуриентами мы объясняем, что если кто-то хочет быстро получить специальность и приступить к работе – это специалитет. Пять лет отучился, получаешь полные академические права, включая право поступать в аспирантуру. Перечень дисциплин отличается примерно на 15%, потому что у специалистов есть специальные педагогические дисциплины: педагогика, психология, методика преподавания химии, огромное количество специальных предметов. В отличие от бакалавров и магистров, у которых есть только общий предмет педагогика. Учат одно и тоже, только с разным количеством часов и с разным количеством практических занятий.

– В 2020 году у вас были трудности с набором абитуриентов. Какая ситуация сейчас с набором?

– Ситуация с набором остается тяжелой не только для нас, но и для всех естественно-научных факультетов. Проблема в том, что в Республике остается мало школьников, а детей, способных учить химию, еще меньше. К нам поступают универсалы, которые знают химию, физику, математику, биологию.

– Как вы думаете, почему абитуриенты не поступают на химический факультет?

– Не только на химический, у нас, да и в Российской Федерации, проблемы с набором на естественно-научные факультеты. Всё начинается со школы, с проблем естественно-научного образования на школьном уровне, начиная с нехватки учителей-предметников и заканчивая материально-техническим обеспечением. Сегодня дефицит учителей химии в Республике мы пытаемся решить своими силами, почти все учителя химии в ДНР – наши выпускники. Мы ведем профориентационную работу, много внимания уделяем абитуриентам, но химия требует определенного склада ума и подготовки.

Кроме того, химия – это наука, а наука всегда пугает людей. Это же страшно узнать, как всё на самом деле обстоит, а не так, как кажется или как рассказывали в детстве. Также играет роль и то, что в школах слабая материальная база, а без нее невозможно пробудить интерес и заложить ребенку желание учиться.

– В 2020 году в систему образования вмешалась пандемия COVID-19, потом она сменилась Специальной военной операцией. Как преподаватели справляются с трудностями и организуют учебный процесс, ведь, как известно, студенты химического факультета больше времени проводят за практическими занятиями?

– По учебному плану у студентов нашего факультета примерно больше трети занятий – лабораторные работы. Сегодня ситуация с этим очень тяжелая. Мы пытаемся выйти из положения, разрабатывая так называемые расчетно-графические задачи для студентов. Они получают набор данных и проводят различные химические вычисления: концентрации, скорости, параметры химических реакций, которые протекают в системе.  Но и у нас есть ряд дисциплин, которые невозможно изучить дистанционно. Мы как-то выходим из положения, дистанционно показываем эксперименты, но одно дело посмотреть, а другое дело – сделать все своими руками.

Дистанционная форма в университете организована, кстати, очень хорошо. Наши преподаватели активно работают, по всем дисциплинам есть дистанционные курсы, в том числе на университетской платформе Moodle. Но проблема в том, что нельзя стать химиком, не работая руками. Вот как врачу стать врачом, не вскрыв пару трупов и не посмотрев, как реально устроен организм? Точно так же в дистанционной форме наши студенты получают общетеоретические знания, но не практические, которые должны стать навыками для студентов.

– Трудно ли будет после дистанционного обучения студентам вернутся в прежний формат обучения и с какими трудностями им придется столкнуться на ваш взгляд?

– Общаясь со студентами, понимаешь, что все хотят учиться очно и все понимают, что это невозможно в силу определенных обстоятельств. Главное обстоятельство – это отсутствие воды, а без воды в химической лаборатории по правилам безопасности запрещается проводить любые эксперименты.  Все хотят учиться очно, потому что, во-первых, интересно, во-вторых, веселее и больше пользы от очного обучения. Я думаю, что студентам трудно будет возвращаться в прежний формат хотя бы потому, что часть студентов у нас учатся удаленно из РФ и смогут ли они вернуться в указанные сроки безболезненно – вопрос.

– Дистанционное обучение влияет на качество подготовки кадров?

– Как бы это ни было больно говорить, я уверен, что влияет, и существенно. Химик, прежде всего – практик. Задача химика – уметь работать с химическим оборудованием. Теоретически изучая фильмы, даже те демонстрационные опыты, которые показывают, научиться этому невозможно. Можно только посмотреть, примерно представить. Немного помогает практика, но не на всех предприятиях есть возможность нормально работать. Многие предприятия работают в зоне обстрела. К сожалению, качество подготовки кадров – и не только у нас – упадёт у всех.

– У вас на факультете хорошо организована профориентационная работа со школьниками. Расскажите об этом направлении и проводилась ли она в прошлом году?

– Мы работаем  напрямую со школами. Опыт работы показывает, что лучше всего агитировать школьных учителей направлять школьников на химический факультет, чем с детьми разговаривать. Мы контактируем со школьниками, у нас есть базовая школа с химическим профилем – это школа № 4 города Макеевки. Скоро я поеду на очередную встречу с преподавателями, буду говорить о предстоящей приемной кампании.

У нас была очная школа «Юный химик», мы попытались перейти в заочный формат, но дети в школах так перегружены, что просто не успевают делать наши задания, поэтому мы работу школы временно «Юный химик» приостановили. А пока была вода, по субботам проходили занятия, дети собирались, эксперименты проводили, учились решать задачи и многие из них поступали на химический факультет.

– Выпускники вашего факультета всегда востребованы. Расскажите, какое будущее ждет выпускников химического факультета?

– Особенность профессии химика в том, что химия абсолютно везде одинакова. Если вы знаете химические законы, умеете пользоваться навыками химика, знаете, как работают приборы, приходилось взвешивать, нажимать на кнопки, вы сможете работать абсолютно везде. Химики нужны сейчас там, где есть производство.

 Чтобы вы пожелали своим студентам и будущим абитуриентам?

– Студентам пожелал бы потерпеть ещё чуть-чуть. Я надеюсь, что со следующего учебного года мы начнем учиться уже в очном формате. Думаю, что с первого сентября мы в нормальных условиях начнем работать в лабораториях, студенты восстановят свои знания.

Абитуриентам я бы пожелал сделать правильный выбор. Что бы кто не рассказывал, как хороша та или иная специальность, абитуриенту придется определять, чем он будет заниматься всю оставшуюся жизнь. На самом деле это непростой выбор, учитывая особенности вступительной компании в этом году. Нужно самому думать, чем ты хочешь на самом деле заниматься, даже родителей не слушать.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*